Асклепий

Асклепий был для древних греков прежде всего богом-врачевателем, дающим людям облегчение и исцеление от страданий. Согласно наиболее распространенному сказанию, Асклепий родился от союза Аполлона с Коронидой, дочерью царя Фле-гия, из фессалийской области Лакерии.

Асклепий

Однако прежде, чем забеременеть от Аполлона, Коронида была обручена с Исхием, сыном царя Аркадии Элата. В день, когда должна была состояться ее свадьба с Исхием, ворон сообщил об этом Аполлону, и бог в гневе проклял птицу, которая стала с тех пор черной, как черной была и сообщенная ею весть, а затем убил Исхия из лука. Стрелы Артемиды умертвили затем и Корониду. Однако Аполлон сжалился над ребенком и изъял его из чрева Корониды незадолго до того, как она испустила дух. Затем он обучил сына искусству врачевания и отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил Асклепия лечению травами. Рождение Асклепия связывали в древности, кроме Фессалии, и с другими областями. К их числу относится и Эпидавр, где находилось одно из наиболее значительных святилищ бога. Жители Эпидавра считали, что Коронида сочеталась с Аполлоном в их краях и оставила затем новорожденного Асклепия на горе Миртии. Аполлон проявил заботу о сыне, послав пса охранять ребенка и козу — кормить его. В области Мессены считали, что Асклепии был сыном Аполлона и Арсинои, дочери здешнего царя Лев-киппа, а Коронида была попросту кормилицей ребенка. Пребывая подле Хирона на покрытых лесом склонах Пелиона, Асклепии приобрел богатый опыт в искусстве врачевания, и вскоре слава о нем распространилась по всей Греции. Множество больных получили исцеление из его рук. Среди них были и знаменитые герои, поскольку, согласно преданию, бог принимал участие в походе аргонавтов и в охоте на Калидонского вепря. Два его сына Махаон и Подалирий участвовали на стороне греков в Троянской войне, исцелив многих раненных воинов. У Асклепия и супруги его Эпионы было также четыре дочери — Иасо, Акесо, Панакея и Гигейя, имена которых связаны с врачеванием и здоровьем. Однако Асклепий не ограничивал свою деятельность исцелением больных, но занимался также воскрешением мертвых. Старания его увенчивались успехом, и тогда Аид обратился с жалобой к Зевсу. Разгневанный гордыней Асклепия Зевс умертвил его, поразив молнией. Тогда Аполлон, в отместку за смерть своего сына, убил киклопов и был осужден затем пасти стада царя Адмета. После смерти Асклепия греки стали почитать его как бога и воздвигали в его честь святилища — Асклепийоны. Древнейшее святилище Асклепия находилось в фессалийском городе Трикке, а наиболее значительными были Асклепийоны в Эпи-давре, на Косе, в Коринфе и в Пергаме. Эти святилища знаменовали собой первые шаги в истории греческой медицины, поскольку жрецы Асклепия были знакомы с методами врачевания и исцеляли больных, истолковывая посылаемые богом знамения. Прибыв в святилище, больные должны были поститься, совершать омовения и очищения и принести жертвы. Затем они оставались на ночь спать на особых ложах или же на шкурах жертвенных животных. Так, среди ночного покоя, во тьме они видели во сне Асклепия, который указывал им соответствующие снадобья. На следующий день больные рассказывали жрецам увиденное, и те истолковывали сновидения. Исцелившиеся больные посвящали богу различные обетные дары, стелы с надписями о своем исцелении или же золотые или серебряные монеты. Выдающихся лекарей в Аскле-пийонах называли Асклепиадами, возводя их происхождение к самому богу. Среди них греки особо выделяли знаменитого врача Гиппократа с острова Кос.

Смотрите также

s

Напишите мне

Введите код с картинки

Отправля сообщение я принимаю условия пользовательского соглашения