Скульптура - важная составляющая часть искусства древней Греции

Греческое искусство и философия имели сильное влияние на мировую культуру на протяжении многих веков. Многие из известных нам на сегодняшний день объектов архитектуры, изобразительного искусства и скульптуры эпохи Возрождения, Просвещения и даже более поздних периодов, были созданы под вдохновением античности. Изучая развитие скульптуры Древней Греции можно отметить несколько важных этапов, каждый из которых характеризовался своими особенностями.

Скульптура архаики

скульптуры Древней Греции

Первые скульптуры отличались отсутствием объема и глубины, преимущество отдавалось плоским формам. Архаические скульптуры внешним видом напоминали творения скульпторов Египта и Месопотамии. Со временем статуи постепенноначали приобретать большую гармоничность и пропорциональность, но внешняя декоративность произведений осталась.Статуи куросов – обнаженных мужчин, обычно сводились в честь победителей спортивных соревнований. Коры Акрополя(женские аналоги куросов) изготавливались из хорошо обработанного мрамора, фигуры изображались в произвольных,природных позах, хотя ещё долгое время ощущалась некоторая скованность их движений – ладони зажаты в кулаки, руки вытянуты вдоль тела, на лице – неподвижная улыбка.

Они были грациозными и по—аристократически чопорными. Статуи раскрашивались: волосы, глаза и губы — красным цветом,одежда украшалась яркой каймой и узорами синего, красного и зеленого цветов. Отличительная особенность архаических статуй – соразмерность с человеческим телом, и наличие естественной улыбки. Эти черты приближали изваяния к людям, превращая их из строгих идолов в предметы искусства. Этот переход олицетворяет и изменения в древнегреческой философии – человек становится центром Вселенной, его жизнь, действия и проблемы возводятся на передний план.

Период классики

скульптуры Древней Греции

В классический период скульпторы начали подчеркивать гармоничное сочетание в человеке физического и духовного. Присоздании скульптур исчезли схематизм и статичность. По—прежнему, основными образами, вдохновляли художников,остаются боги, а также герои Древней Греции.

Классический период делят на три части:

  • ранняя классика;

  • высокая классика;

  • поздняя классика.

К данной эпохе относится большинство из самых известных греческих скульптур – «Возничий», «Дискобол», «Диадумен», «Дорифор», и другие.

В бронзовых, мраморных и глиняных изваяниях классики отмечается максимально правдивая и естественная передача движения, мимики и анатомического строения человека. Люди при этом изображаются в идеализированном виде, ведь главным принципом греческих скульпторов было поклонение красоте.

Эллинистический период

древнегреческие скульптуры

Эпоха эллинизма началась после смерти Александра Македонского и продолжалась до завоевания Греции римлянами. Скульптуры этого периода отличаются обилием мелких деталей, точным отображением эмоций на лицах людей, сложными композициями и передачей движения в статике статуй.

Самыми известными творениями скульпторов эллинизма считаются «Фарнезский бык», «Умирающий галл», «Лаокоон и его сыновья». Момент гибели Лаокоона и его сыновей воспроизводит знаменитая скульптура Агесандра, Полидора и Атенодора,копия которой находится в Ватиканском музее. Лаокоон был троянским жрецом Аполлона. Он предостерегал земляков оттого, чтобы ввозить в Трою деревянного коня, построенного греками. Согласно Вергилию, авторству Лаокоона принадлежит крылатое высказывание: «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Боги решили уничтожить Трою, поэтому послали огромных змеев, которые задушили Лаокоона и его двух сыновей, когда они приносили жертву на берегу моря. Троянцы воспринялиэто как месть богов за недоверие и ввезли коня в город.

Описанная скульптура характеризуется уникальным на то время приемом – мускулы изображенного Лаокоона напряжены до предела, а тело извивается в противоестественной позе. Позже это часто использовалось другими скульпторами, которые переняли моду на изображение вихреобразных движений тела, как способ отобразить экспрессивность момента.

Влияние культуры и философии на развитие изобразительного искусства Древней Греции

Жители Древней Греции отличались не только духовным и культурным, но и высоким интеллектуальным развитием. Все эти особенности ярко отобразились во всех сферах изобразительного искусства, и в частности – в скульптуре.

Благодаря точным математическим расчетам, греками были определены точные пропорции человеческого тела, благодаря чему скульптуры выглядели более реалистично. Классический вариант, свойственный для большинства творений того времени, включает в себя отношение головы к телу 1 к 7. Кроме того, изваяниям характерна ещё одна общая черта – лоб и нос находились на одной линии, создавая узнаваемый «греческий профиль» лица.

Древним грекам было свойственно сопоставлять величие человека с явлениями природы, поэтому даже скульптуры изображены без видимого преувеличения. Люди на них находятся в естественных, расслабленных позах, их лица озарены нежными улыбками, интеллектуальной сосредоточенностью или философской отрешенностью.

К сожалению, до нашего времени дошло очень мало скульптур, созданных греческими авторами. В большинстве своем – это более поздние копии римских скульпторов, созданные по текстовым и графическим описаниям из литературы того времени. Изучая сохранившиеся произведения искусства, можно отследить не только этапы постижения скульпторами этого непростого мастерства, но и сопоставить их с эволюцией культуры, философии, представлений о внешнем мире. Античные скульптуры и по сегодняшний день оказывают сильное влияние на современную культуру и архитектуру, лишний раз доказывая, что древние греки на много столетий опередили свое время.

Смотрите также

s

Напишите мне

Введите код с картинки

Отправля сообщение я принимаю условия пользовательского соглашения