Мистра

Мистра (Мистрас), в прошлом возможно Мизитра, эволюционировал от крепости до столицы Мореи, города, по улицам которого ходил последний император Византии. Этот город, был постоянно обречен на гибель, потому что он постоянно находился на линии противостояния между крестоносной Европой и Византией, которую чуть позже сменит Османская империя.

 

История Мистры

Сегодня и уже почти 200 лет Мистра - мертвый город. Разрушен он был в 1825 году войсками Ибрагим-Паши во время войны греков за независимость. А началось все с крепости, которую построил франк Гильом II Виллардуэн, герцог Морейский. История этого действа такова. После 4-го крестового похода, закончившегося взятием воинами Христа Константинополя в 1204 году, в Морее было создано Ахейское княжество. Его правителем и был тот самый Гильом. Горные районы Тайгета населяли племена славян:

 

  • милингов;
  • и эзеритов.

 

Эти славяне постоянно сопротивлялись попыткам Византии подчинить их, а с приходом франков история повторилась. Поэтому в 1249 году стратегическую высоту на вершине усеченной пирамиды, называемой горой Завато, заняла крепость с интересным названием Мистра.

Крепость прикрывала Лаконику, позволяла контролировать ущелье, соединяющее Лаконическую долину с Мессенией. Если бы древняя Спарта могла восстать из пепла, ее великолепие постоянно созерцали бы воины заватовской крепости. Но вместо этого ее каменные останки легли в стены крепостной цитадели и других построек. И это первое, что можно и нужно посмотреть в этом мертвом мистическом городе.Вместе с глотком воздуха, наполненным древними эманациями, вы сможете окинуть взором с высоты около 600 метров окружающие дали, долину и холмы и все, что на них расположено. Почувствуете себя на месте франков, зорко вглядывающихся за пределы каменных стен, бдительно неся свою непростую военную службу. Впоследствии, после поражения в одной из битв и пленения Виллардуэна ромейцами, крепость наряду с некоторыми другими подобными сооружениями будет передана византийцам в обмен на герцога Морейского. И с этого момента начнет быстро расти город Мистрас. Через несколько лет растущий город попадет в руки византийских императоров Палеологов и начнет бурно расцветать и обустраиваться, превращаясь в крупный центр поздневизантийской культуры. Именно здесь Палеологи вновь обретут утраченную власть и смогут установить деспотию практически над всем Пелопоннесом, где и будут править практически 200 лет.

 

Две части одной Мистры

Среди достопримечательностей этого города присутствует и Замок Деспотов, напоминая нам о двухвековом их правлении. Среди правителей будут и два Федора (Теодора), о которых экскурсантам напомнит церковь Агиос Теодори. Первые спешные и массовые застройки были хаотическими из-за франкской угрозы. Чаще всего улицы превращались в горные тропки. Поселение разрасталось. Цитадель превратилась едва ли не во дворец, то есть в резиденцию императорского наместника. Рядом расположился гарнизон. Поселение по периметру обнесли стеной. Теперь попасть вовнутрь можно было только через ворота:

 

  • Нафплионские;
  • Монемвасийские

 

В этот период город был поделен на 2 части. В одной из них преобладали постройки знати, в другой селились не столь высокородные семьи. Разделяющей границей была дорога между воротами. Город продолжал разрастаться, и вскоре застройки покрыли 2/3 горы. Была построена еще одна защитная стена, которая разделила Мистру на Верхний и Нижний город (Ано-Хора и Като-Хора).

Выше всех вознеслась древняя фортовая крепость, выстроенная франками. Она увенчала пирамидальный холм. И ее почти не тронули ветра времени. В Ано-Хора в церкви Св. София есть фрески, датируемые серединой XIV века. На них выложены цветными мраморными плиточками изображения Христа Пантократора и Богородицы.

В Като-Хора или Нижнем граде в церкви Панданасса тоже можно лицезреть ряд фресок XIV века. Там же располагаются:

  •  
  • дом Франгопулоса (особняк в византийском стиле);
  • монастырь с изумительными фресками - Перивлептос;
  • дом Ласкариса;
  • кафедральный собор XIII века (Митрополис), и другие объекты.
  • Осмотр Мистры лучше начать сверху, постепенно спускаясь к нижним кварталам.
  • Экскурсионный спуск
  •  

Если попасть в город с Севера, то вам придется затратить треть часа, чтобы по крутой тропе подняться к замку Гильома. Это крепость с часовней, которую в свое время окружили двойной стеной. Сейчас можно увидеть лишь развалины часовни остатки, цистерны и то, что осталось от покоев.Спускаясь ниже, посещение собственно города начинается с архаичной церкви Святая София, о фресках которой уже было сказано выше. Эта церковь представляет собой хороший пример архитектуры греко-византийского периода, с характерным большим нартексом, фресками и сводчатыми окнами. Нартекс представляет собой притвор, полуоткрытое помещение с западной стороны сооружения, для лиц, которые не имеют права входить в храм. Чувствуется и западное влияние. Об этом свидетельствует отдельно расположенная колокольня. Считается, что церковь Св. Софии была возведена в правление Мануила Кантакузина около 1360 года. Через 5 лет после этой даты указ патриарха преобразовал церковь в кафоликон, то есть в главный соборный храм монастырского комплекса. Комплекс был построен у входа в Ано-хора. Турки, во время своего присутствия использовали его как мечеть. Роль минарета играла трехэтажная колокольня. Известно также, что на территории кафоликона были захоронены две женщины из царской семьи: Феодора Токко и Клеопа Малатеста. Но пока их останки не найдены. От Софии узкая дорожка спускается к Паталаки (Малому дворцу).

Дворец деспотов

Продолжая двигаться вниз, слева вы обязательно заметите Дворец Деспотов. Что касается Малого дворца, то вероятнее всего он представлял собой резиденцию частного лица. Выглядит он достаточно просто без всяких украшений, если не считать башню. Со временем он расширялся и расстраивался. Внутренние помещения, тем не менее, свидетельствуют, что это сооружение принадлежало очень богатой семье.

Дворец Деспотов состоит из нескольких сооружений, возведенных разными властителями в разное время, начиная с Виллардуэна и заканчивая Палеологами. Наиболее грандиозной является постройка последних. Сегодня это строение имеет строгий вид или даже аскетичный, но в свое время интерьер был богато украшен и умело декорирован. Южная стена была украшена аркадой.

Весь третий этаж представлял собой тронный зал или зал для церемоний, с площадью 380 квадратных метров, огромный по тем временам. Внутри, у южной стены, между окнами находилась ниша. В ней располагался трон деспота. По периметру зала, прилегая к стене, располагалась каменная скамейка для посетителей и знати. Зал был хорошо освещен двумя рядами разногабаритных окон на каждой длинной стене, и оборудован 8 каминами для обогрева.

Храмы Мистры

Далее, пройдя Монемвазийские ворота, вы увидите очеловеченное присутствием монахинь здание монастыря Пантанасса, единственного действующего в Мистрасе. Хотя там обретаются всего три десятка монахинь. Это культовое сооружение построено в 30 годах XV века и располагает лучшими в городе фресками того же возраста, что и церковь. К сожалению, в художественном смысле, обитель выделяется эклектикой. Здесь смешались четыре стиля:

 

  • морейский;
  • константинопольский;
  • франкский;
  • и марокканский.

 

Пантанасса был построен на очень крутом склоне в 1428 году на накопления Иоанна Франгопулоса, дом которого расположен поблизости.

Этот человек был чиновником и выполнял обязанности протостратора (главного министра). Покидая Пантанассу стоит пройти к северному портику, с которого перед вами открывается завораживающая панорама. Любуйтесь. Там, где завершается склон, находится маленький монастырь Перивлепта. Его церковь сложена из кирпича и розового камня, вдобавок она украшена фресками, описывающими 25 эпизодов из жизни Богородицы. Церковь имеет 8-угольный купол, с изображением Пантократора на внутренней стороне. Отсюда дорожка сворачивает к центру Като-Хора (Нижнего града), к особняку патрициев Ласкариосов.Чуть выше, если смотреть от нижнего входа в мертвый город, располагается Метрополия, древнейший городской монастырь, посвященный святому Димитрию. Это религиозный центр города. Здесь был коронован и стал последним византийским басилевсом Константин XI Палеолог. Внутри собора можно увидеть иконостас из прекрасного мрамора, плиту с двуглавым орлом, фрески и престол, выполненный из дерева. Еще выше по дорожке смотрит в небо монастырь Бронтохион. Как правило, его осмотром и завершают свою экскурсию уставшие туристы. В этом монастырском комплексе сохранились всего два храма. Церковь святых Феодоров (посвящена Тирону и Стратилату) и Одигитрия, она же Афендико — многокупольная базилика в виде креста с алеющей колокольней. Сохранившиеся фрески ее нартекса демонстрируют зрителю чудеса, сотворенные Христом.

Смотрите также

виджет инстаграм

Напишите мне

Введите код с картинки:
Введите код