Мифология Древней Греции

Древнегреческая мифология

Древнегреческая мифология была одним из самых ярких явлений, что отражались на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первобытном мировоззрении древнегреческих племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анимистические и фетишистские представления.

мифология в древней Греции

Мифологическому обоснованию подверглись культ предков и тотемизм, который тоже не миновали древние греки. Одним словом, религия древних греков началась с мифологии, нашла свое лучшее выражение в мифологии, своего совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийская мифология — это уже общегреческая мифология периода патриархата. Исследователи отмечали интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет «отец всех богов и людей» Зевс. Он живет на Олимпе, все боги всецело подчинены ему. Все олимпийские боги антропоморфные, не только как общий образ, а, так сказать, в деталях: они физически тождественны людям, имеют все человеческие качества, в том числе и негативные, которые иной раз позорят этих богов. Они едят и пьют, ругаются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовища, что вредят людям. Антропоморфизм древнегреческой мифологии был свидетельством осознания своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворения абстрактных сил природы и общества.

В эллинистический литературе, а затем и в римском эпосе мифология, кроме религиозного, приобретает и литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегорий и метафор, создает образы типов и характеров.

Но главным для древнегреческой мифологии является ее функциональность — она становится основой для формирования представлений, обусловливает фетишизм и магию древнегреческой религии.

Древнегреческая мифология, полна гармонией и ощущением реальной жизни, становится основой реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельтах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни. Ему было посвящено святилище в Элевсине, близ Афин. В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, — таинственные обряды с участием лишь посвященных, Первой ступенью посвящения были песни и танцы ночью в праздник Великих Элевсине. На второй ступени собирались в самом святилище, где выполнялось драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры — Персефоны (Коры). Это была символизация вымирающего и прорастающего зерна, изначального акта плодовитости, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры набирали права на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практические греки не забывали и о требованиях благочестивой, добродетельной жизни. К элевсинским мистериям не допускали, например, тех, кто пролил чью-то кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Элевсинии были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху происходила существенная смена с культом Диониса, он стал богом растительности, виноградарства и производства, его поставили вровень с Аполлоном, он стал олицетворять идеи бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связано религиозно — философское течение орфиков, которое якобы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Еагра и музы Каллиопа. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусил змей. Желая вернуть любимую женщину к жизни, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кифри и пением он очаровал стража подземного царства Кербера, а также Персефену. Орфею было разрешено забрать женщину с собой. Но он, ведя ее наверх, должен не оглядываться назад. Но любопытство победило его, он таки оглянулся (не на красавицу Персофену?) и потерял Эвридику. Но Орфей приобрел знания о душе. Он рассказал людям, что душа — это начало добра, часть божества, а тело — это тайна души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихозе — переселении души из одного тела в другое.

Учение орфиков в следующем было воспринято философами (неоплатониками) и христианскими богословами.

Характеризуя мифологию архаической эпохи, мы должны обратить внимание на ее связь с философией, как только что обнаружилось при рассмотрении древнегреческого учения о бессмертной душе. Мифологическая, пышно описанная древнегреческая религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко обособиться от философии и от науки в целом. Жречества не образовали социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и присутствовало в мифологии. Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иной раз мешали друг другу, иной раз дополняли друг друга. Это был единый поток духовного развития, который кристаллизовался в богатой духовной культуре древних греков.

Смотрите также

s

Напишите мне

Введите код с картинки

Отправля сообщение я принимаю условия пользовательского соглашения